Подготовка к ГИА-9, ЕГЭ
ЕГЭ-2014!!!
Подготовка к ГИА-9, ЕГЭ
«Экзамен» - лат. испытанье; предложенье вопросов, для узнания степени
чьих-либо сведений. Не для знания, для экзамена учимся. Экзаменовать кого,
пытать, испытывать, расспрашивая узнавать степень сведений его».
В школьной
реальности экзамен - это оценка конечного результата, анализ соответствия
уровня развития выпускников образовательному стандарту. Он показывает,
насколько выпускник обладает теми компетенциями (и не только
образовательными), которые обеспечат его успешность на следующем возрастном
этапе. И в современном российском образовательном пространстве для этой цели
начали применять новые инструменты – ГИА -9 и ЕГЭ.
Своеобразие ГИА-9, ЕГЭ его
непохожесть на традиционный экзамен, сопряжены с
определенным рядом трудностей. С ними
подросткам приходится сталкиваться как в подготовительный период к
ЕГЭ, так и во время самого экзамена. Но, несомненно, основная психологическая
поддержка требуется учащимся именно на подготовительном этапе
и может проводиться в различных формах: групповые и индивидуальные
занятия с учащимися, групповые и индивидуальные консультации выпускников
и их родителей, составление рекомендаций для всех участников
образовательного процесса: учителей, учащихся и их родителей.
Для
оказания действенной психологической помощи необходимо, прежде всего, выявление
детей, испытывающих те или иные познавательные и личностные трудности при
подготовке к сдаче ЕГЭ и ГИА-9 и относящихся к так называемым,
группам риска. Для этого можно использовать разные способы, которые будут
строиться, и опираться на итоги разного рода диагностики, на результаты
наблюдений и итоги экспертных оценок учителей.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННОГО
ЭКЗАМЕНА И ЭКЗАМЕНОВ В ФОРМЕ ГИА-9 и ЕГЭ
Отличительные
особенности
|
Традиционный
экзамен
|
ГИА-9, ЕГЭ
|
Что
оценивается?
|
Важны не
просто фактические знания, а умение их преподнести. Уровень развития устной
речи может позволить скрыть пробелы в знаниях
|
Оцениваются
фактические знания и умение рассуждать, решать
|
Что влияет
на оценку?
|
Большое
влияние оказывают субъективные факторы: контакт с экзаменатором, общее
впечатление и т.д.
|
Оценка
максимально объективна
|
Возможность
исправить собственную ошибку
|
На устном
экзамене можно исправить ошибку во время рассказа или при ответе на вопрос
экзаменатора, на письменном — при проверке собственной работы
|
Практически
отсутствует
|
Кто
оценивает?
|
Знакомые
ученику люди
|
Незнакомые
эксперты
|
Когда
можно узнать результаты экзамена?
|
На устном
экзамене – практически сразу, на письменном – в течение нескольких дней
|
Через
сравнительно
более длительное время
|
Содержание
экзамена
|
Ученик
должен продемонстрировать владение определенным фрагментом учебного материала
(определенной темой, вопросом и т.д.)
|
Экзамен
охватывает практически весь объем учебного материала
|
Как
происходит фиксация результатов?
|
На
письменном экзамене — на том же листе, на котором выполняются задания. На
устном — на черновике
|
Результаты
выполнения задания необходимо
перенести на специальный бланк регистрации ответов
|
Стратегия
деятельности во время экзамена
|
Унифицированная
|
Индивидуальная
|
Основная цель психологической
подготовки учеников к ГИА-9, ЕГЭ – ознакомление выпускников с процедурой ГИА-9
и ЕГЭ, формирование у них адекватного реалистичного мнения о ГИА-9 и ЕГЭ и определение
конструктивной стратегии деятельности на экзамене.
Для достижения
поставленной цели используются следующие стратегии деятельности психологической
службы:
- Ресурсно -
ориентированная стратегия, которая направлена на поиск сильных сторон учащихся
и путей их использования на этапе подготовки и на самом экзамене;
-Технологически-ориентированная
стратегия, целью которой является освоение некоторой технологии,
последовательности действий, обеспечивающих успешность выпускника.
Опишем некоторые рекомендации.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГТОВКА К ГИА-9 и ЕГЭ, ПОЗВОЛЯЮЩАЯ
БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНО ПОДГОТОВИТЬСЯ К СДАЧЕ ЭКЗАМЕНОВ
Работа психологической службы по
подготовке выпускников к ЕГЭ эффективна лишь в случае если она становится
органичной частью единой психолого-педагогической программы школы, направленной
на решение данной задачи.
Педагогический коллектив и психологи
разрабатывают единую психолого-педагогическую стратегию поддержку выпускников
и распределяют ответственность за
отдельные элементы работы.
Проблема подготовки к ЕГЭ
рассматривается нами как общеобразовательная задача, поэтому к этому процессу
подключены все педагоги, и особенно учителя начльной и средней школы. Очень
важно, чтобы все учителя прочувствовали тот не малый вклад, который они вносят
в общее дело, и свою причастность к успеху ребенка на экзамене.
Психологическая служба предлагает
рекомендации педагогам по подготовке выпускников к сдаче экзаменов в новой
независимой форме:
ПАМЯТКА «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГИА - 9 И ЕГЭ
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
Мы считаем, что в подготовке
выпускников к экзаменам огромную роль играют родители. Именно родители во
многом внушают уверенность детям в своих силах или, наоборот, повышают тревогу,
помогают, волнуются и переживают из-за недостаточно высоких оценок. ЕГЭ
представляет трудность не только для выпускников, но и для их пап и мам. А коль
скоро родители принимают непосредственное участие в выпускных экзаменах,
мы считаем, что им тоже необходима особая подготовка.
Проанализировав специфику
проживания предэкзаменационного периода родителями выпускников, обозначим
следующие задачи работы психолога с родителями по подготовке к ГИА – 9,
ЕГЭ:
·
Определение меры ответственности
родителей за подготовку детей к сдаче ЕГЭ и сам процесс
участие ребенка в ГИА- 9, ЕГЭ.
·
Формирование у родителей реалистичной картины ГИА-9,
ЕГЭ;
·
Поддержка родителей, испытывающих тревогу до, в
процессе и после сдачи детьми ГИА-9, ЕГЭ;
Психологическая
поддержка выпускников, участвующих в ГИА-9 и ЕГЭ
Почему они так волнуются?
Чем Вы
можете помочь своему ребенку в сложный период подготовки и сдачи ГИА – 9
и ЕГЭ
- Владением информации о процессе
проведения экзамена
- Пониманием и поддержкой,
любовью и верой в его силы
- Откажитесь от упреков,
доверяйте ребенку.
- Если школьник хочет работать
под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это
была музыка без слов.
- Участием в подготовке к
экзаменам
- Обсудите, какой учебный
материал нужно повторить. Вместе составьте план подготовки.
- Вместе определите, «жаворонок»
выпускник или «сова». Если «жаворонок» - основная подготовка проводится
днем, если «сова» - вечером.
- Проведите репетицию
письменного экзаменам. Установите продолжительность пробного экзамена (3
или 4 часа), организуйте условия для работы, при которых выпускник не
будет отвлекаться. Помогите исправить ошибки и обсудите, почему они
возникли.
- Организацией режима (именно
родители могут помочь своему одиннадцатикласснику наиболее эффективно
распорядиться временем и силами при подготовке к экзаменам.
- Во время подготовки ребенок
регулярно должен делать короткие перерывы.
- Договоритесь с ребенком, что
вечером накануне экзамена он раньше прекратит подготовку, сходит на
прогулку и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на
подготовку организма, а не приобретение знаний.
|