Рекомендации психолога родителям школьников
1. Необходимо помнить, что составляющие
процесса воспитания – взрослые, дети и отношения между ними. Все усилия нужно
направлять не на ребенка, не на себя, а на главное – отношение к ребенку.
2. Важно принимать ребенка таким, какой он есть.
3. Обязательно учитывать возрастные, индивидуальные
особенности детей. Главное – терпение и время, особенно в кризисные периоды
жизни, среди которых особо выделяется подростковый возраст.
4. Общение – это уравнение, которое осуществляется без прямых
средств воздействия (команд, угроз, замечаний, нотаций, наказаний и т.д.), а
просьба – лучшая форма делового общения с детьми.
5. Основной принцип семейного воспитания – не соподчинение, а
сотрудничество; управлять нужно не ребенком, а его целями.
6. Основная потребность ребенка – это потребность в
безопасности, которую может обеспечить, прежде всего, семья.
7. Реализуя семейное воспитание, необходимо создавать
воспитывающие условия и помнить, что гармоничное воспитание осуществляется
гармоничными средствами.
8. Главное условие семейного воспитания – атмосфера
доброжелательности, искренности, чуткости и внимания; участие родителей в делах
детей, их заинтересованность; наличие позитивных эмоций; минимум запрещений.
9. Важно помнить, что желание ребенка, культуру чувств можно
воспитывать.
10. В деле семейного воспитания для ребенка необходима
свобода, самостоятельность, независимость, его вера в свой успех.
11. Важное условие семейного воспитания: всякий прирост
материального должен сопровождаться таким же духовным приростом.
12. Предъявляя требования, необходимо четко осознавать, кому
их предъявляешь.
13. В воспитании существуют моменты, когда нельзя ругать и
наказывать ребенка. К ним относятся:
- болезнь или
какое-либо недомогание;
- время приема пищи,
время после сна или перед сном, во время игры, во время работы;
- сразу после физической или душевной травмы (падение, драка,
плохая отметка, неудача) – нужно, по крайней мере, переждать, пока утихнет
острая боль;
- когда ребенок не
справляется со страхом, с невнимательностью, ленью, с подвижностью, с
раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания;
- когда проявляется неспособность, бестолковость, неловкость,
глупость, неопытность – то есть во всех случаях, когда что-либо не получается;
когда внутренние мотивы поступка, самого пустякового или самого страшного,
родителям непонятны;
- когда сами родители устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам.
Главное, реализуя семейное воспитание,
помнить, что дети учатся не на своих ошибках, а на своих успехах!